вторник, 27 октября 2009 г.

День копипасты. Покупки в интернет-магазинах.

Удивительное рядом. До сих пор эта, казалось бы, заезженная до дыр тема, будоражит умы просвещенного человечества и разрывает мою ICQ. Поэтому выложу сюда свой текст двухлетней давности.

Итак. Для покупки в иностранных онлайн-магазинах очень желательно знать английский язык, или хотя бы иметь под рукой кого-нибудь, кто хорошо его знает и поможет с ними общаться в случае непредвиденных сложностей.

Еще нужна банковская карта для расчетов: ни webmoney, ни яндекс.деньги не подойдут, "Золотая корона", Visa Electron и Maestro тоже "в пролёте". К счастью, есть очень дешевый вариант - MasterCard Virtual или Visa Virtuon сейчас предлагает практически каждый первый банк. Virtuon - это вообще кусок мелованной бумаги, на которой написан номер, дата и код CVV2. Стоит от 100 до 200 рублей в год, в зависимости от жадности банка. Очень полезно иметь включенный "интернет-банкинг" как своем основном счете, так и на счете виртуальной карты. Если нет - то нужно выбрать банк с удобным местоположением и временем работы, например, который работает до 20 вечера в будни и хотя бы до 17 по выходным.

Еще один нюанс, доставляющий множество хлопот начинающим онлайн-покупателям - КАРТУ НУЖНО АКТИВИРОВАТЬ. Операционистки в банке зачастую забывают это сделать, поэтому на первой покупке приходит "отлуп" от магазина. Просто попросите операционистку проверить, что карта активна, когда будете ее забирать. Валюта карты особой роли не играет (при рублевой зарплате, конечно) - конверсия будет либо во время зачисления на счет, либо во время покупки - но все равно от нее никуда не деться. Тем более, что в зависимости от своего местоположения, магазин может списать USD, EU, GBP и даже AUD.

Кроме всего вышеописанного, у VISA (да скорее всего и у MasterCard) есть особенность - при совершении покупки деньги блокируются по собственному курсу платежной системы, а не по курсу банка, выпустившего карту. Обычно он на 2-3% выше официального курса ЦБ, поэтому при денег на карту нужно класть чуть больше, чем планируемая сумма покупки (500-700 рублей вполне достаточно для покупок в "таможенном коридоре" до 10000 рублей). Реальное списание произойдет по курсу банка-эмитента (т.е. того, который выпустил карту), разница между курами банка и платежной системы вернется обратно на карту.

Дальше самое приятное - собственно шоппинг, оплата и томительное ожидание. Но нужно не забывать о родной таможенной службе, которая может сделать неосторожную покупку "золотой". В соответствии с текущими правилами таможенного оформления международных почтовых переводов в адрес физических лиц:
1. Без уплаты платежей
Пересылаемые в РФ в адрес физических лиц международные почтовые отправления освобождаются от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов в случаях, когда стоимость таких отправлений (товаров) не превышает 10 тысяч рублей.

Одновременно должны соблюдаться следующие требования:

а) товары пересылаются в течение одной недели в адрес одного получателя;
2. С уплатой платежа
Физические лица - получатели международных почтовых отправлений (МПО) уплачивают платеж  в случаях, когда таможенная стоимость МПО превышает 10 тысяч рублей и МПО пересылается в адрес физического лица не чаще одного раза в неделю.
Таможенный платеж уплачивается по единой ставке в размере 30% от стоимости МПО, превышающей 10 тысяч рублей. 

В переводе на русский язык - до 10000 рублей (без учета стоимости доставки) ничего никому платить не нужно. Свыше 10000 рублей платится 30% пошлина с суммы превышения. То есть, если покупка на сумму 20000 рублей - то облагаемая пошлиной сумма составит (20000 - 10000) = 10000 рублей, размер пошлины - 10000 * 30% = 3000 рублей. Но все эти чудеса действительны только для доставки государственной почтой: USPS (US Postal Service), Royal Mail, Parcel Force и т.д. Если доставка идет курьерской службой (DHL, FedEx, Pony Express) - то лимит устанавливается в размере 5000 рублей, при превышении пошлина 30% берется со всей суммы, а процесс таможенного контроля и уплаты пошлины превращается в ад (особенно с FedEx, если есть возможность - избегайте их как огня).

После совершения покупки сайт выдаст форму счета (инвойс), а через день-два - Tracking Number. Этот самый номер нужно вводить на соответствующем сайте службы доставки - usps.com, royalmail.com или parcelforce.com.На сайте нужно найти ссылку "Track My Parcel" или "Track Mail", сайт покажет трассировку маршрута (приняли в аэропорту, доставили в аэропорт, ушло из страны, пришло в страну и т.д). Как только в трекере появилась строчка Moscow, Russia, passed customs clearance – все, дальше трекаться не будет, через неделю-полторы должен прийти почтальон и положить извещение в почтовый ящик. Если не приехало – нужно звонить в Гарантпост в Москву (495 9560808 факс 495 432-16-59) и вежливо интересоваться состоянием посылки (тут опять-таки пригодится Tracking Number).


Когда квиточек почтового извещения обнаружился в ящике – с ним нужно идти на почту. Причем почтовое отделение может быть совершенно любым - мне приходили посылки и на домашнее отделение (по индексу), и на центральное, и в офис EMS/Гарантпост. Если нужно платить пошлину, то тетки на почте посылку не отдадут, а пошлют в таможню. Нужно обязательно забрать подписанный инвойс (всегда прикреплен к посылке) и ехать с ним в районное таможенное отделение, показывать листок таможеннику, который расчитает сумму пошлины, а после оплаты оной тиснет штамп "растаможено". С оштампованным инвойсом - обратно на почту, теперь посылку уже точно отдадут. Можно идти с ней домой, распаковывать и радоваться.

Впрочем, с таможней все может быть гораздо проще. Один раз мне приехал квиток "забирать в офисе EMS". Там я обнаружил свою посылку с большим красным стикером "БЕЗ ОПЛАТЫ НЕ ВЫДАВАТЬ". Сотрудники EMS распечатали мне извещение, которое я тут же оплатил (обычно эти офисы располагаются в непосредственной близости от почтовых отделений, принимающих в том числе и оплату), отдал квитанцию и забрал посылку. И даже в таможню ехать не пришлось.

1 комментарий: